Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников
Сроки проведения: долгосрочный (с 02.09 по 30.11)
Актуальность.
Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомствами с объектами природы ближайшего окружения.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка - это, прежде
всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно
с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею,
вглядываться и вслушиваться. Коллективные переживания сближают детей
друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать
бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу,
получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости
нужно с самого раннего детства»
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимают компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызывать желание общаться с ней.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного
отношения детей к зеленым насаждениям. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно –
нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за
судьбу природы – обязательного условия обеспечения
экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей
страны в целом.
Цель проекта:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей.
3.Развивать познавательные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании ее беречь и охранять.
4. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
1 этап – Подготовительный
Разработка плана мероприятий, постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
2 этап – Основной
1. Беседы с детьми:
«О видах деревьев»,
« Какие деревья растут на территории детского сада»
« Как на территории детского сада появились деревья»
«Почему желтеют и опадают листья?».
« Кто сажает деревья в лесу»
«Деревья в жизни человека»
«Деревья – доктора»
«Как сберечь деревья?»
«Почему нужно беречь и охранять деревья»;
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? »
И. Семенова «Березка»
Е. Серова «Зеленая страна»
Н. Некрасов «Зеленый шум»
О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»
А. Прокофьев «Наш лесок»
А. Прокофьев «Березка»
И. Токмакова «Ива»
И. Токмакова «Дуб»
П. Воронько «Липка»
А. Твардовский «Лес осенью»
А. Лопатина. «Мудрость дерева»
А. Лопатина «Липкины дары»
Заучивание:
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»
И. Бунин «Листопад
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:
И. Э. Грабарь «Рябинка»,
И. Левитан «Весна. Цветущие яблони»
И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
И. И. Шишкин «Дубовая роща»
И. И. Шишкин «Зима», и беседы по их содержанию;
4. Прослушивание:
запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении:
Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года»
5. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная
деятельность:
Рисование:
«Ветка дерева в вазе»
«Осенний пейзаж»
Аппликация
«Береза»
«Аппликация из листьев»
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Лепка
«Ветка рябины»,
«Сказочное дерево»
Коллективная работа:
«Чудо-дерево»
«Осенний ковер»
6. Непосредственно образовательная деятельность:
«Деревья – наши друзья»
7. Дидактические игры:
«Что сначала, что потом»
Цель: формировать представление о деревьях в разное время года;
воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
«С какого дерева листок»
Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать
словарный запас.
«Подбирай, запоминай, называй»
Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в
соответствии со временем года.
«Что лишнее»
Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
«Опиши, я отгадаю»
Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь
детей.
«Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с
другим. Педагог побуждает детей завершить начатые предложения,
использовав для этого сравнительные обороты.
«Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды
дерева с его листьями.
8. Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево»
Цель: Для проведения игры нужно участие
нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о
деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от
друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.)
Разделите детей на несколько групп, каждая становится у
определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева
они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все
разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди
свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых
они стояли перед началом игры.
«Найди такой же лист»
Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со
своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети
не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой.
Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его
внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти
такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый
раз найти листья другого дерева.
«Лесные пятнашки»
Цель: Дети играют в пятнашки со следующими
условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву;
нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили
дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или
повиснуть на нем.
«От дерева до дерева»
Цель: Дети по очереди прыгают на двух или
одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать
прыжков, чтобы достичь цели?
9. Наблюдения и исследовательская деятельность.
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со
звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение
наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах
природы.
Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по
коре, по семенам, плодам.
Экспериментирование:
Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые
организмы.
Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми
свойствами дерева.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев
Цель: способствует привлечению внимания детей к окружающему
миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование
может положить начало беседам о природных богатствах края, об их
использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых
детьми
10. Работа с родителями:
Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу» ; «Природа как
воспитатель».
Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу». «Деревья –
доктора».
Совместная творческая деятельность: изготовление книжек-малышек
«Дуб - символ мощи и силы»
Лекарственные свойства деревьев - «Зеленая аптека»
Загадки о деревьях.
Стихи о деревьях.
Приметы, пословицы, поговорки о деревьях.
3 этап - Заключительный
Экологическая акция «Посадка дуба»
Развлечение «Спасем лес!»
Составление коллекций природного материала и гербария.
Комментариев нет:
Отправить комментарий