Беседа в старшей группе по экологии
«Воздух, вода и свет»
Цель: дать
детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для
всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для
здоровья человека, что чистая вода (родники) - это бесценный дар природа.
Материал: стеклянный
кувшин с водой, марля, бумажные салфетки, воздушные шарики по количеству детей
(по 2 шт.), зеркальце, краски, силуэт человека с изображением его органов
дыхания, весы.
Словарная работа: воздух,
вода, свет, кислород, углекислый газ, родник.
Ход беседы:
Воспитатель: Давайте
теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по
кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель:
Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Воспитатель:
Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным?
(пища, вода, воздух)
Воспитатель:
Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А
без воздуха? (не больше 5 минут).
Воспитатель: Молодцы! Для
чего нам нужен воздух? (Дышать). Давайте вдохнём воздух. Куда
попал? ( В нос.) Правильно, после этого он спускается в горло,
дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.
Воспитатель показывает
силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом - вдох, выдох. Ребята, давайте проведём
опыт. ( Раздайте по 2 шарика каждому ребёнку.) Дети надувают и сдувают
воздушные шарики.
Вот так работают лёгкие. Наши
легкие трудятся постоянно и мы
должны заботится о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
Ребята, а что было бы, если
бы воздух исчез? (Наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)
Давайте проведём
эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот
одновременно. ( Нам нечем дышать.) Без воздуха нет жизни.
-Ребята, а мы можем увидеть
воздух? (нет) Он невидимый, прозрачный, не имеет запаха . А вы хотите
обнаружить воздух? ( да ) Показать детям пакет , наполнений кубиками .
- Есть ли что-нибудь в
пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков, аккуратно сверху
скрутить. В нижней части он становится выпуклым.
-Почему пакет выпуклый? Что
в нем есть? ( В пакете есть воздух, но мы его не видим.) Воздух есть всюду !
- Помашем ладонью около лица,
подуем на ладонь .Что мы чувствуем ? (Ветерок, воздух движется ) Воздух
движется, мы можем это ощущать .
Физминутка .
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз - наклон И два - наклон, Зашумел листвой клен.
Воздух есть везде. Возьмем
резиновую игрушку, сожмем ее в руке. Что вы услышали ? ( Свист, воздух с шумом
выходит из игрушки.)
Закроем пальцем отверстие
игрушки и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что же этому мешает? Воздух,
который в игрушке, мешает её сжать.
Всегда ли воздух одинаков? (
Нет.) Предложить детям укрыться одеялом и остаться там 3-5 минут. Что вы
почувствовали? Почему трудно дышать? (Заканчивается кислород.)
-Ребята, а как вы думаете,
откуда берется чистый воздух? ( Чистый воздух нам дают растения, листочки.)
-Мы дышим кислородом, а
выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения .
-А чтобы жили растения, что
для этого им нужно? (Растениям необходима вода).
А знаете вы откуда берется
вода? ( Из родника.) Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и
реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Необходимо беречь родники. А растения
пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, травинки.
Ребята, вода какого цвета? Вода прозрачная. Вода не имеет вкуса.
Игра « Ручеек»
Воспитатель: Ребята, а как
вы думаете, что важнее воздух, вода или свет? (заслушиваются ответы детей)
Я вам хочу расскажу сказку «Спор»
Сказка «Спор»
Поспорили как-то раз Вода и
Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя.
А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор ,
решили спросить у кого-нибудь. Спросили у растений: «Скажите, что для вас
важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода
нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная!» «Но и без
воздуха не проживешь! - добавили растения.
Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался
Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей
и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало спор Солнце их, удивилось:
«А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня,
станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратиться в лед. И
погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили
они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни
важно: и воздух, и вода, и солнце.
Воспитатель: Понравилась
сказка. Ребята, скажите что важнее:
воздух, вода или свет? (ответы детей) Почему?
Воспитатель: Наша беседа
подошла к концу. Молодцы ребята!
Комментариев нет:
Отправить комментарий